Правительство России пытается новыми законопроектами или поправками к существующим наладить жилищный вопрос многодетных семей. Но, к сожалению, все равно существуют недоработки, из-за которых не все нуждающиеся семьи могут получить бесплатно земельные участки.
Попытки преодоления жилищного кризиса в России
17 июня 2011 года начал свою работу новый Федеральный законопроект РФ, в котором оговаривается внесение поправок в закон «О содействии развитию жилищного строительства» и в Земельный кодекс России.
Ссылаясь на внесенные изменения в законодательство, семьи с тремя и более детьми наделены полным правом получения бесплатной земельной площади для строительства собственного жилого дома.
Таким способом правительство РФ старается отыскать новые пути преодоления жилищного кризиса, так как очень многие молодые семьи не могут самостоятельно приобрести жилье, а госпрограмма субсидирования покупки недвижимости не в состоянии преодолеть такие глобальные задачи.
Но сможет ли это помочь молодым семьям решить, стоящий перед ними квартирный вопрос? Известно, что до 17 июня, когда были внесены изменения, многие регионы Российской Федерации уже работали по подобному проекту поддержки молодых семей. Новый законопроект всего лишь утвердил на общероссийском уровне решение правительства.
Если проанализировать действие программы о предоставлении земли многодетным семьям по регионам до утверждения нового закона, то результаты окажутся не совсем утешительными. Например:
-
в Кемеровской области с 2002 года землю по программе получили только 200 многодетных семей;
-
в Ивановской области совсем недавно была утверждена эта программа и губернатор на данный момент только обещает предоставить участки 800 молодым семьям с тремя и более детьми;
-
в Ленинградской области из одиннадцати тысяч семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, только 106 в 2009 году получили по программе новые участки. А в 2010 году правительством было выделено только 450 участков земли на всех льготников, в том числе на инвалидов, ветеранов и военнослужащих.
Из прошлого опыта видно, что осуществление местных программ по обеспечению молодых многодетных семей земельными участками шло достаточно медленно. На сегодня неизвестно способен ли новый закон улучшить эту ситуацию, ведь он имеет ряд особенностей, которые могут значительно помешать его удачному осуществлению.
Недостатки нового законопроекта
Главный недостаток — «земельный участок предоставляется без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Рассмотрим эту цитату из законопроекта немного детальней. Достаточно справедливо, что земля предоставляется без торгов, это ясно и понятно, ведь участок и так предоставляется бесплатно. А вот слова «без предварительного согласования места размещения...» на самом деле может означать, что земельная площадь, скорее всего, расположена не просто далеко, а очень далеко от центральных районов города и даже от пригорода.
Особенно такое положение актуально для москвичей и жителей Санкт-Петербурга, их окрестности уже очень давно застроены и обжиты. Например, граждан столицы России, стремящихся по льготным программам получить земельный участок, сразу предупреждают, что ближе 100 км от МКАД ничего нет и быть уже не может. Поэтому очень сложно представить месторасположение льготных участков земли.
В новом законопроекте Российской Федерации также не оговаривается размер земли, выделяемый под индивидуальное строительство, а сказано, что каждый субъект РФ будет сам принимать решение в этой плоскости. Например, в Ивановской области участок может иметь размеры от 10 до 15 соток.
Необходимые документы, порядок выдачи земли, сроки получения — за все это будет отвечать местная власть.
Еще до нового законопроекта, принятого 17 июня, местные программы, отвечающие за обеспечение многодетных молодых семей земельными участками, имели достаточно ограничений. Например:
-
в Челябинской области в данную категорию попадали не все семьи с тремя и более детьми, а только малоимущие, стоящие на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
-
в Иркутской области получить земельную площадь для строительства жилья могли только многодетные семьи, стоящие в очереди на квартиру и также являющиеся малоимущими;
-
в некоторых других регионах России получить землю могли только те многодетные семьи, в которых третий ребенок родился уже после 1 января 2011 года.
В Федеральном законе такие ограничения отсутствуют.
Даже в то время подобных ограничений это не помогало удовлетворить потребности всех граждан в собственном жилье. А сейчас, когда Федеральный закон увеличил число людей, имеющих право на бесплатные участки, количество желающих ощутимо возрастет. Только в Челябинской области для удовлетворения льготных категорий граждан потребуется не меньше 25 тысяч участков земли. А на всей территории Российской Федерации, согласно статистике, больше 1,3 миллиона семей имеют троих детей.
Получение бесплатной земли — это еще не жилье
Допустим, что семья из пяти человек получила бесплатный земельный участок, но проблемы на этом не закончатся. Ведь скорее всего, земля по программе предоставления многодетным семьям будет выделена из фонда заброшенных садовых товариществ или это будут пустующие сельскохозяйственные земли. Следовательно, семья должна выделить из своего бюджета немалые средства для улучшения состояния земельного участка, предоставленного им программой.
Если же участок был выделен на территории садового товарищества, то он также окажется не совсем бесплатным, так как за его оформление надо будет заплатить некоторую сумму денег и каждый месяц необходимо вносить определенную сумму на внутренне обустройство товарищества: строительство дорог, ограждений, ремонт линий электропередач и прочее. В результате может получиться достаточно большая сумма, в зависимости от товарищества.
Также стоит понимать, что предоставленная земля — это еще не жилье. А денег на строительство собственного дома, как правило, у молодых многодетных семей нет. При обращении в банк для получения кредита семья может столкнуться с еще одной проблемой: почти каждый банк охотнее всего выдает кредиты на покупку готового жилья, нежели на строительство. Это легко объясняется тем, что залогом в ипотечном кредите на покупку квартиры может быть сам объект недвижимости. В случае кредита на строительство дома залогом может быть только земельный участок, стоимость которого значительно ниже самого кредита и цены на недвижимость.
Молодой семье — доступное жилье
В госпрограмме под названием «Молодой семье — доступное жилье» оговаривается получение субсидии на приобретение жилья и на строительство частного дома. Но существуют некоторые нюансы: компенсируется всего лишь 35% от общей стоимости объекта недвижимости. Те более, что этот процент образуется от определенного законом количества квадратных метров на каждого члена семьи (по 18 метров). Сделав простые расчеты, становится понятным, что совсем нерентабельно будет строить дом площадью 90 квадратных метров. По самым скромным расценкам стройматериалов и при условии самостоятельного строительства дома молодая многодетная семья за постройку жилья площадью 100 квадратных метров должна будет потратить минимум 2 миллиона рублей, без учета коммуникаций и внутренней отделки. Допустим, что государство покроет 35% всех затрат, но все равно надо будет где-то отыскать молодой семье 1,3 миллиона рублей.
При таких условиях остается только вести строительство дома несколько лет, отказывая себе в самом необходимом, и приобретать стройматериалы маленькими частями или обратиться за ипотекой в банк.
Исходя из вышеописанного, становится понятно, что даже при условии выполнения во всех регионах России программы о предоставлении многодетным семьям бесплатных земельных участков вопрос о наличии собственного жилья для многих льготных категорий граждан останется актуальным.