Готика - период становления средневекового готического искусства, которое вытеснило романский стиль в XI-XII веках. Он охватил практически все сферы жизнедеятельности человека, начиная от величественно хмурых фасадов соборов, и заканчивая мрачной церковной литературой периода Среднего Средневековья.

gotika-v-architekture-2

Но сегодня речь пойдет непосредственно о архитектурном аспекте готического стиля. Начало X века характеризуется обессиленным окончанием войны Европы против германских варваров и мадьярских кочевников, которые смогли установить новый порядок в Европе и основать свои королевства. В те темные и мрачные времена, когда тусклые огни античного Рима уходили в прошлое, а светлые огни эпохи Ренессанса казались невозможными, родился жестокий и мрачный Готический стиль, отрицавший главенство людей, и провозглашавший доминирование церкви в жизни человека.

gotika-v-architekture-3

Готический стиль зародился непосредственно на севере Франции, в Пикардии, где был построен первый исполинский храм - аббатство Клюни, при постройке которого использовалась инновационная по тем временам система каркасных сводов, которые, в отличии от цилиндрических сводов романского стиля (опиравшихся на крупные стены), смогли увеличить внутреннее пространство здания за счет перераспределения основной нагрузки. В каркасной системе готики основной вес концентрировался на определенных опорных точках, из-за чего потребность в возведении дополнительных несущих конструкций отпала сама собой. Архитекторы того времени, желавшие соорудить огромные исполинские храмы, вмещавшие в себя практически весь приход, пришли к удивительным инженерным открытиям, подняв средневековое зодчество на новый уровень.

gotika-v-architekture-4

Но это не единственное из решений, которое повлекло за собой тотальный пересмотр античных архитектурных технологий. В период Высокого Средневековья французские, английские и немецкие архитекторы активно украшают гигантские шпили и ажурные башни, а так же полуколонны и многие другие элементы соборов скульптурами святых, библейскими, историческими и фольклорными персонажами, придавая окончательные формы и задавая эталон эпохи. Отличным примером данной технологии является Кёльнский собор, который и ныне радует туристов своими высокими и неприступными шпилями, огромным потолком и сотнями маленьких фигур, усеянными по всему собору и прекрасными витражами.

gotika-v-architekture-5

По мере продвижения готики из Франции в другие страны Западной, Центральной и частично Восточной Европы, архитектурный стиль видоизменялся, обрастая химерическими особенностями определенных народов. Особенностями английской готики являлось перемещение храма в поле или другой малозаселенный участок земли, постройка вокруг такого храма отдельных пристроек. Главным образом соборы переставали иметь исключительно городской характер.

gotika-v-architekture-1

Германская готика является наследницей французской, однако здесь множество романских храмов перестраиваются под готические с помощью добавления декора или достройки определенных элементов готики, не меняя основную конструктивную базу. Так же, чешская и польская готика характерна использованием кирпичей, а итальянская - переработкой античности и приданием ей грубых готских черт. Испанская готика имеет более выразительные отличия от иных готических стилей, ведь она вобрала в себя мавританские и романские стили, тем самым создав неповторимый микс. Из-за особенностей южного климата храмы часто создавались с очень тонкими окнами, в результате чего внутри царил сплошной полумрак. Однако в готических храмах Каталонии ситуация немного иная, ведь каталанские соборы являлись достаточно широкими и просторными, а крыши отличались от классических, будучи плоскими и вогнутыми.

gotika-v-architekture-6

Готический стиль является совокупностью национальных, религиозных и культурных достижений Высокого Средневековья, которое постепенно возрождало высокие моральные ценности, потерянные за многие века после разрушения Римской Империи.