Готика - период становления средневекового готического искусства, которое вытеснило романский стиль в XI-XII веках. Он охватил практически все сферы жизнедеятельности человека, начиная от величественно хмурых фасадов соборов, и заканчивая мрачной церковной литературой периода Среднего Средневековья.
Но сегодня речь пойдет непосредственно о архитектурном аспекте готического стиля. Начало X века характеризуется обессиленным окончанием войны Европы против германских варваров и мадьярских кочевников, которые смогли установить новый порядок в Европе и основать свои королевства. В те темные и мрачные времена, когда тусклые огни античного Рима уходили в прошлое, а светлые огни эпохи Ренессанса казались невозможными, родился жестокий и мрачный Готический стиль, отрицавший главенство людей, и провозглашавший доминирование церкви в жизни человека.
Готический стиль зародился непосредственно на севере Франции, в Пикардии, где был построен первый исполинский храм - аббатство Клюни, при постройке которого использовалась инновационная по тем временам система каркасных сводов, которые, в отличии от цилиндрических сводов романского стиля (опиравшихся на крупные стены), смогли увеличить внутреннее пространство здания за счет перераспределения основной нагрузки. В каркасной системе готики основной вес концентрировался на определенных опорных точках, из-за чего потребность в возведении дополнительных несущих конструкций отпала сама собой. Архитекторы того времени, желавшие соорудить огромные исполинские храмы, вмещавшие в себя практически весь приход, пришли к удивительным инженерным открытиям, подняв средневековое зодчество на новый уровень.
Но это не единственное из решений, которое повлекло за собой тотальный пересмотр античных архитектурных технологий. В период Высокого Средневековья французские, английские и немецкие архитекторы активно украшают гигантские шпили и ажурные башни, а так же полуколонны и многие другие элементы соборов скульптурами святых, библейскими, историческими и фольклорными персонажами, придавая окончательные формы и задавая эталон эпохи. Отличным примером данной технологии является Кёльнский собор, который и ныне радует туристов своими высокими и неприступными шпилями, огромным потолком и сотнями маленьких фигур, усеянными по всему собору и прекрасными витражами.
По мере продвижения готики из Франции в другие страны Западной, Центральной и частично Восточной Европы, архитектурный стиль видоизменялся, обрастая химерическими особенностями определенных народов. Особенностями английской готики являлось перемещение храма в поле или другой малозаселенный участок земли, постройка вокруг такого храма отдельных пристроек. Главным образом соборы переставали иметь исключительно городской характер.
Германская готика является наследницей французской, однако здесь множество романских храмов перестраиваются под готические с помощью добавления декора или достройки определенных элементов готики, не меняя основную конструктивную базу. Так же, чешская и польская готика характерна использованием кирпичей, а итальянская - переработкой античности и приданием ей грубых готских черт. Испанская готика имеет более выразительные отличия от иных готических стилей, ведь она вобрала в себя мавританские и романские стили, тем самым создав неповторимый микс. Из-за особенностей южного климата храмы часто создавались с очень тонкими окнами, в результате чего внутри царил сплошной полумрак. Однако в готических храмах Каталонии ситуация немного иная, ведь каталанские соборы являлись достаточно широкими и просторными, а крыши отличались от классических, будучи плоскими и вогнутыми.
Готический стиль является совокупностью национальных, религиозных и культурных достижений Высокого Средневековья, которое постепенно возрождало высокие моральные ценности, потерянные за многие века после разрушения Римской Империи.